Как изменились предпочтения российских автовладельцев за 20 лет?
Ведь купить машину стало проще, содержать ее дороже, а продать сложнее.
Эксперты группы компаний «АвтоСпецЦентр» проанализировали, как изменились предпочтения российских автовладельцев за последние десятилетия.
Владение автомобилем уже давно стало естественной потребностью для большинства россиян, и за последние два десятилетия автомобили прочно перешли из разряда «роскоши» в «необходимый транспорт». Изменилось не только то, как мы думаем об автомобилях в целом, но и то, как мы думаем об их стоимости, доступности, приобретении и технических характеристиках.
С учетом среднемесячной заработной платы купить иномарку в 2018 году можно в пять раз быстрее, чем 20 лет назад.
Двадцать лет назад средняя цена нового отечественного автомобиля составляла от 40 000 до 70 000 рублей, иномарку можно было купить более чем за 200 000 рублей, а среднемесячная зарплата составляла 1500 рублей.
В 1998 году среднегодовой доход по стране составлял около 26% от цены российского автомобиля и около 8% от цены иномарки. На данный момент цена новой легковой машины составляет 1,33 миллиона рублей. Отечественные автомобили стоят 580 000-600 000 рублей, иномарки – 1 550 000 рублей. Средняя зарплата жителей мегаполиса составляет 70 000 рублей в месяц. Таким образом, чтобы купить иномарку в 2018 году, вам придется потратить почти 2 года при условии сохранения всей зарплаты, тогда как в 1998 году ее можно было купить примерно за 11 лет.
Вместо покупки автомобиля за собственные средства можно воспользоваться автокредитом. В 1998 году россияне брали кредиты на покупку автомобилей не только из-за нехватки средств, но и в надежде на экономическую выгоду. Процентная ставка составляла 5-6%. В 2018 году процентные ставки по автокредитам выросли вдвое и составили от 9% до 15.
Отечественные автомобили становятся все менее популярными, россияне переходят на новые автомобили, а среди иномарок корейские бренды уверенно пытаются вытеснить «европейские автомобили”.
На долю отечественных брендов в настоящее время приходится 45% автопарка России. В начале 1990-х годов по нашим дорогам ездило 11,5 миллионов автомобилей, из них 600 тысяч, или чуть более 5%, составляли модели зарубежного автопрома. По состоянию на 2017 год доля импортных иномарок составляла уже 39%, а доля иномарок отечественной сборки — 22%.
Самой популярной иномаркой в первом полугодии 2018 года стала KIA Rio: на рынке продано 51 558 единиц. Второе место занял Hyundai Solaris с 33 857 экземплярами, а третье место – Hyundai Creta с 33 224 000 единиц. В 1998 году первое место по популярности среди потребителей заняли представители немецкого автопрома – Mercedes, BMW и Volkswagen. Самыми популярными автомобилями отечественного производства были ВАЗ 2109 и ВАЗ 21099.
Количество автомобилей на человека увеличилось вдвое. Вкусы автолюбителей изменились. Качество важнее цены. Ремонт возможен только в процессе эксплуатации, срок владения – до 4 лет
В конце 90-х главным критерием выбора автомобиля была цена. Этот фактор стал решающим в 1998 году для 80% опрошенных розничных покупателей компании. В настоящее время, основываясь на результатах исследования клиентов, мы можем выделить три основные характеристики, на которые люди обращают внимание при совершении покупки. Первый критерий — качество (45% респондентов), затем цена (38% респондентов) и третий — цена. Безопасность (17% ответов). Если в конце 90-х покупатели использовали свои машины до 10 лет, то сейчас средний срок владения составляет три-четыре года.
Автопарк России увеличивается с каждым годом. В 2018 году количество автомобилей, принадлежащих каждой тысяче россиян, составляло 293, в конце 1990-х годов только 130 из этого числа россиян имели личный автомобиль. В настоящее время 30% семей имеют автомобиль, а 14,7% имеют даже два.
В конце 1990-х годов 28% опрошенных покупателей-дилеров планировали обслуживать свои автомобили на заправочной станции. В 2018 году только 17% постгарантийных клиентов признались, что иногда обслуживают свои автомобили самостоятельно, не прибегая к услугам профессионала.
Владельцы автомобилей все чаще требуют дополнительных опций и оснащения автомобиля.
Существенные изменения в технологическом оснащении легковых автомобилей за последние два десятилетия отразились на системах безопасности. В 1998 году большинство российских автомобилей не были оснащены подушками безопасности. Две подушки безопасности, одна для водителя и одна для пассажира, считались стандартными даже для иномарок. Антиблокировочной системой тормозов (АБС) оснащались только дорогие иномарки. В то время системы электронного контроля устойчивости (ESP) только начали внедряться в серийные модели за рубежом.
За последние 20 лет ситуация в России и мире существенно изменилась благодаря независимым краш-тестам Euro NCAP. В 2018 году ABS и ESP стали абсолютным стандартом в базовой комплектации практически всех автомобилей. Большинство российских потребителей и 57% клиентов опрошенных бизнес-групп учитывают при покупке рейтинг безопасности автомобиля. Помимо дополнительных подушек безопасности, ABS и ESP, популярностью также пользуются такие опции, как подогрев сидений и системы помощи при парковке.
изображение: twimg.com