Автомобили премиум- и люкс-класса импортируемые в Россию могут заметно подорожать
Будущие реформы системы переработки и сбора в автопроме существенно замедлят импорт дорогих иномарок и повысят затраты.
Основной удар придется по автомобилям высокого класса и класса, а не по недорогим иномаркам. При этом, если автомобиль произведен в России, повышение платы за утилизацию не отразится на его стоимости, сообщает Центр реальных экономических исследований.
По имеющимся данным, масштабы утилизационного сбора могут быть увеличены на 30% от нынешнего уровня, что приведет к росту цен в премиальном сегменте импортных автомобилей и подстегнет дальнейшую локализацию производства в России. В настоящее время на подлинные иномарки, не собираемые в России, приходится около 20% общего объема продаж новых автомобилей. Автопроизводителям необходимо будет учитывать это в своих финансовых стратегиях.
По большому счету, все новое – это старое, забытое. Напомним, что плата за утилизацию впервые была введена в 2012 году. Сбор введен для компенсации стране потерь от снижения ввозных пошлин на ввозимые автомобили и стимулирования отечественных автопроизводителей. Отечественные производители также начали платить этот сбор в 2014 году. В последний раз ставка налога на утилизацию повышалась для всех производителей автомобилей в апреле 2018 года.
Рост цен в 2019 году был вызван поклонниками таких брендов, как Ferrari, Jaguar, Land Rover, Bugatti, Genesis, Bentley, Lamborghini, Alfa Romeo, Smart, Lexus, Volvo, или отдельных автомобилей, таких как Chevrolet Tahoe и Toyota Land Cruiser 200. Вы можете это почувствовать, а также модели Mercedes-Benz, BMW и Audi, которые не производятся в России. То есть речь идет об очень дорогом автомобиле, который не производится в России. А тем, кто захочет купить его в следующем году, придется заплатить больше денег, чем в этом году.
По данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», за девять месяцев 2018 года продажи новых автомобилей в России выросли на 14,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Объем продаж автомобилей массового спроса составляет 1 134 300 единиц, тогда как объем продаж автомобилей класса люкс – всего 110 000 единиц. На его долю приходится менее 10% рынка.
Правительство планирует поддержать экспорт автомобилей, произведенных в нашей стране, за счет повышения налогов на импортные автомобили, поставляемые в Россию. По данным АВТОСТАТА, по состоянию на конец августа 2018 года объем экспорта легковых автомобилей из России (без учета стран-членов Таможенного союза) составил 18 223 единицы. Основные направления экспорта включают Чехию, Украину, Латвию, Азербайджан и Узбекистан.
В рамках господдержки автопрома рассматривается возможность возврата до 85% повышенных тарифов на автозапчасти, требуемых ВТО, автопроизводителям, производящим локально в России. Государственная субсидия, покрывающая плату за утилизацию, будет возвращена автопроизводителям, как и прежде.
Правительство рассматривает вопрос о передаче существующего механизма субсидирования автопроизводителей на региональный уровень за счет софинансирования из федерального бюджета. Размер господдержки также будет определен исходя из роста продаж как на экспортном, так и на внутреннем рынке. Также рассматривается вопрос смягчения господдержки в автомобильной отрасли, в частности возможность исключения требования о специальных инвестиционных контрактах (СПИК) для компаний из Указа №719).
Минпромторг предлагает допускать в новый инвестиционный режим только те компании, которые уже работают в России и готовы развивать производство продукции с высокой добавленной стоимостью. Сами автопроизводители указали, что правительство пока не поддержало строительство новых автопроизводств, поскольку существующие производственные мощности также простаивают: в 2017 году загрузка российских автозаводов составила всего 44, %, но это не привело ни к какому результату. Основные изменения в 2018 году.
Окончательное решение должны принять совместно Минэкономики и Минпромторг. Однако если к субботе (20 октября) позицию не удастся закрепить, договоренность будет достигнута при участии курирующего ее вице-премьера Дмитрия Козака.