Чехословацкий Porsche 911: как и почему появилось купе Skoda 110R
Традиционным кузовом большинства легковых автомобилей в 70-х годах прошлого века был седан. Особенно это касается автомобилей так называемого соцлагеря, и речь идет не только о советских «Жигрисе», «Москвичах» и «Волгах». Восточногерманские Trabant 601 и Wartburg 353, румынская Dacia 1300, польский Fiat 125p, югославская Zastava и чехословацкая Skoda 100 – все эти автомобили были представлены в трехобъемных кузовах. Поэтому более полувека назад чехи выпустили настоящее спортивное серийное купе под названием 110R и секретным прозвищем «Чешский 911», к большому ужасу современников по обе стороны Берлинской стены. Сегодня мы вспомним, как и почему появилась эта машина, а также поговорим о ее успехах и достижениях.
Начало
В середине 60-х чехословацкий производитель обновил линейку 1000-мегабайтных седанов, получивших прозвище «Envec». Он отличается задним расположением двигателя и несущим кузовом.
Škoda 1000 MB — это еще не «эрко», как прозвали будущее купе, а его концептуальный предшественник
Škoda 1000 MB — это еще не «эрко», как прозвали будущее купе, а его концептуальный предшественник
Хотя такое расположение силового агрегата на тот момент уже было относительно старомодным, его все еще использовали многие марки, а именно чехословацкая Tatra, итальянский Fiat с «шестисоткой», советский «Запорожец» и, конечно же, немецкие спортивные автомобили иметь важное значение. Porsche также включает в себя новейшую модель 901 с культовым индексом 911. А это значит, что заднее расположение двигателя не помешало ни небольшим городским миникарам, ни большим представительским седанам, ни даже шедеврам инженерного искусства.
Неудивительно поэтому, что «Эмбечко» пользовалось популярностью не только в Чехословакии, но и на зарубежных рынках, главным образом в соседних социалистических странах. В этом плане в модельном ряду появились провалы, так как чехи перестали выпускать Felicia с кузовом кабриолет, а Skoda больше не выпускала откровенно практичные автомобили, но спрос на такие автомобили был. В конце концов, Европа уже медленно восстанавливалась после разрушительных последствий Второй мировой войны, и ей был нужен не просто практичный седан.
Как и Октавия, Фелиция честно устарела на момент выпуска 110R
Как и Октавия, Фелиция честно устарела на момент выпуска 110R
Поэтому, приступая к работе над новым семейством под индексом 100/110L, инженеры предусмотрят место в будущем для настоящего спортивного купе, которое будет не таким дорогим, как тот же Porsche, но будет доступным даже рядовым гражданам Чехословакии предоставил. Теоретически это было достижимо благодаря максимальной унификации с базовым седаном. Фактически машины должны были отличаться только кузовом.
Спортивную тематику активно использовали и чехи в связи с обычным «плетением»
разработка этого купе, широко известного в Чехии как erko (от буквы R в индексе), началась в 1966 году, а уже в 1968 году в Квасинах собрали первый прототип с заводским обозначением S718. Интересно, что в дальнейшем, исходя из небольших объемов производства, эта модель будет продаваться не на заводе АЗНП “Шкода” (Автомобильные заводы, в переводе – народни подник Шкода, то есть автомобильный завод Народного предприятия “Шкода”) но на филиале Это значит, что он будет производиться в В Квасинах. Там же производилась сварка и покраска кузова автомобиля, а узлы и агрегаты поставлялись с основного завода в Млада-Болеславе.
после этого были проведены повторные испытания на восточногерманском автобане, доставшемся в наследство от довоенной Германии, и новинка достигла скорости 145 км/ч, продемонстрировав стабильные ходовые качества даже на высоких скоростях. Еще один прототип с двойными карбюраторами и улучшенным генератором был показан весной 1969 года.
Несмотря на социалистическую модель государственного устройства, в презентации новой модели не было и намека на скромность. Премьера «110R» состоялась для национального журналистского сообщества в центральном зале учебного центра Млада Болеслава. После пресс-конференции «акулы пера» могут протестировать новинку на городской дороге недалеко от аэропорта.
Отметим, что на фоне 100L сдержанно позирует не только древний собор, но и современное купе 110R
Однако купе произвело фурор, когда оно было впервые представлено на инженерной ярмарке в Брно, Чехия, в 1970 году. Последующий дебют состоялся на Международной выставке в Париже, а затем 110R был «показан» на автосалонах в Лондоне и Турине. Всего за несколько месяцев эту машину увидела практически вся Европа, и результаты не заставили себя ждать. Люди заговорили о новой спортивной Skoda.
Социалистическое купе
Однако, несмотря на заднее расположение двигателя и две круглые «изящные» фары спереди без радиаторной решетки, внешний вид купе не оставил равнодушными всех. Это была проблема силуэта. Двухдверка имела широкий профиль с покатой линией крыши, а капот сзади казался продолжением заднего стекла.
Из-за покатой задней части этот тип кузова правильнее назвать фастбэк-купе
Из-за покатой задней части этот тип кузова правильнее назвать фастбэк-купе
Из-за покатой задней части этот тип кузова правильнее назвать фастбэк-купе
пропорции кузова Swift с его мягкими линиями и пластичными формами чисто классические для автомобиля такого типа и назначения, а колесная база 2,4 м и длина кузова 4,15 м придают ему достаточно большую габаритную длину. «чистый» вид. Фальшкапот (передняя часть багажника) и заметный свес.
неудивительно, что очаровательный «чешский» язык быстро стал пользоваться большим спросом в стране и за рубежом. Однако производственные мощности Skoda на тот момент были не в состоянии удовлетворить потребности потенциальных покупателей. Поэтому до конца 1970 года выпускался всего 121 автомобиль в квартал, и только во втором квартале 1971 года наладилось ритмичное производство. В это же время «эрко» попало в Британию и даже за границу. Более того, в этом году большая часть автомобилей нашла покупателей за пределами Чехословакии, где первые несколько лет машина оставалась своего рода престижным «фантомом».
Из 3000 построенных в 1971 году только 442 были переданы на продажу чешской компании Mototecna. Да и стоило купе недешево – цена составляла около 78 000 чешских крон.
Чтобы понять, почему эту Шкоду называют и сравнивают с Порше, посмотрите на силуэт и колпаки колес
Расположенный сзади четырехцилиндровый двигатель жидкостного охлаждения выдавал мощность 62 лошадиные силы благодаря сдвоенным карбюраторам Jikov. Хотя это может показаться смешной цифрой, чтобы соответствовать потенциалу советской «Тавлии», 110R весил всего 880 кг. Силовой агрегат (мотор и четырехступенчатая коробка передач) расположен непосредственно над задней осью, причем помимо обычных материалов при производстве также использовался алюминий – «металл с крыльями». Именно поэтому легкая двухдверная Skoda оказалась не самой медленной машиной по этим меркам. Разгон с нуля до 100 км/ч занял около 19 секунд, а максимальная скорость достигла 145 км/ч. Для сравнения, в СССР в то время такими динамическими характеристиками не обладали даже новейшие автомобили «Жигули.
для эффективного замедления на автомобиле была установлена двухконтурная тормозная система: передние тормоза были дисковыми, а задние — барабанными. Задний мост имел хорошую тягу при нагрузке 57%, что обеспечивало машине хорошую управляемость. Конечно, это был не маневренный «911», но даже у обычного серийного «Элко» была избыточная поворачиваемость, и в целях безопасности производитель рекомендовал сохранять пониженное давление в колесах, поэтому, естественно, его можно было считать спортивным купе. 1,8 бар в сутки сзади и всего 1,4 бар в сутки на малонагруженном передке. К тому же эта машина не могла похвастаться особой практичностью. При среднем расходе 8,5 л на 100 км емкость бака составляла всего 32 л, а останавливаться на заправке водителю приходилось каждые 300-350 км. И хотя объем переднего багажника составлял скромные 250 литров, ситуацию здесь частично улучшала дополнительная 120-литровая ниша за вторым рядом сидений. В любом случае 110R был автомобилем для эгоистичного человека и его спутников, а не главы респектабельной семьи.
Даже если вы живете в социалистическом лагере, вам не запретят жить красиво
Запасное колесо размещалось горизонтально под полом переднего багажника, и его форма была очень правильной
Запасное колесо размещалось горизонтально под полом переднего багажника, и его форма была очень правильной
Интерьер соответствовал внешнему виду и назначению модели, но по нынешним меркам выглядит несколько странно или просто простовато. Широкая приборная панель с крупными комбинациями приборов в некоторых версиях имела отделку деревом, но позже стала более сдержанной.
Преобладали темные цвета, и хотя передние сиденья выглядели довольно шикарно, обшивка дверной панели плохо прилегала к металлу двери. Традиционно в автомобилях с двумя боковыми дверями доступ на задний ряд, правильно называемый «Плюс 2», обеспечивался складной конструкцией спинки переднего сиденья. Однако, учитывая крутой наклон заднего стекла и не очень длинную колесную базу, комфортно было только детям.
Спустя 10 лет производства данная модель была немного модернизирована. Например, в 1973 году к передней части добавили две фары меньшего размера, передние сиденья оборудовали подголовниками, а диаметр колес уменьшили.
Четыре фары – признак более поздних версий. Современники отмечали, что дальний свет первых Элкосов был слабым
Четыре фары – признак более поздних версий. Современники отмечали, что дальний свет первых Элкосов был слабым
Журналисты пожаловались на плохую эргономику кресел без подголовников, появившихся после 1973 года
Журналисты пожаловались на плохую эргономику кресел без подголовников, появившихся после 1973 года
Автомобиль был интересен и некоторыми техническими особенностями. Между передними сиденьями располагался рычаг «подсоса» (дроссель карбюратора), а также привод регулировки угла опережения зажигания, а заднее стекло открывалось немного в сторону для вытяжной вентиляции кабина. И, конечно, не следует забывать о безрамочных дверях, которые практически невозможно было встретить на автомобилях, произведенных в соцлагере. Однако у двухдверной Шкоды были и необычные решения, такие как освещение багажника, контрольные лампы по краям дверей и электрический омыватель лобового стекла.
Масштабная модель Škoda 110R (1:18), оригинальные аксессуары Škoda (000099302B FSX)
Масштабная модель Škoda 110R (1:18), оригинальные аксессуары Škoda (000099302B FSX)
Масштабная модель Škoda 110R (1:18), оригинальные аксессуары Škoda (000099302B FSX)
Масштабная модель Škoda 110R (1:18), оригинальные аксессуары Škoda (000099302B FSX)
Масштабная модель Škoda 110R (1:18), оригинальные аксессуары Škoda (000099302B FSX)
Масштабная модель Škoda 110R (1:18), оригинальные аксессуары Škoda (000099302B FSX)
Масштабная модель Škoda 110R (1:18), оригинальные аксессуары Škoda (000099302B FSX)
Масштабная модель Škoda 110R (1:18), оригинальные аксессуары Škoda (000099302B FSX)
Масштабная модель Škoda 110R (1:18), оригинальные аксессуары Škoda (000099302B FSX)
Масштабная модель Škoda 110R (1:18), оригинальные аксессуары Škoda (000099302B FSX)
Масштабная модель Škoda 110R (1:18), оригинальные аксессуары Škoda (000099302B FSX)
Интересно, что в 1971 году, когда редакция журнала «За рулем» получила на годичные испытания оранжевый «Эрко» с серийным номером «МКЖ», советские водители уже пользовались этим чудаковатым чехословацким автомобилем, который мне довелось увидеть познакомьтесь с купе. (!). Можно с уверенностью сказать, что этот автомобиль — первая настоящая иномарка, попавшая в руки советских автомобильных журналистов на длительные испытания. Они проехали около 30 000 км на колесах редких иномарок, а также приняли участие в Закарпатском Интерэкспресс-ралли. Здесь экипаж Škoda занял пятое место.
Внешний вид Skoda 110R привлекает внимание. Плавные контуры, очень большая площадь остекления – по-настоящему спортивный вид. Очень яркий цвет автомобиля вызывает соответствующую реакцию у водителей и пешеходов, позволяя им хорошо видеть машину в сумерках.
…Это двухместный автомобиль, но при необходимости на нем могут путешествовать и пять человек (на небольшие расстояния). Другими словами, это купе 2+2 со своими уникальными характеристиками.
…Дизайн интерьера и органы управления выполнены в спортивном стиле.
…несмотря на рабочий объём всего 1107 см3, приёмистость у него на уровне Жигулей и Москвича-412. Возможно, первые несколько секунд будут немного лучше. Мы первыми выехали со светофора, затем рядом со «Шкодой» выстроились «Москвич» и ВАЗ».
«Два плюс два», журнал «За рулем», № 11, 1972 г
Skoda приложила серьезные усилия, чтобы сделать купе популярным не только в Советском Союзе, но и за рубежом. И по сути, эта модель послужила тем локомотивом, который распространил бренд по всему миру. Фактически в 1973 году 93% из 6000 экземпляров было отправлено на экспорт, включая праворульную версию для британского рынка, а некоторые смогли добраться до Новой Зеландии, Никарагуа и Кувейта. Однако к концу 1970-х годов спрос на двухдверки в западных странах стал существенно снижаться, и уже в 1980 году доступ на экспортные рынки был ограничен СФРЮ и Испанией. Неудивительно, что Млада Болеслав отреагировал на эту тенденцию, впервые установив электрические обогреватели заднего стекла в августе 1980 года, а затем полностью прекратив производство старого купе в декабре, выпустив за 10 лет 56 902 штуки. Ведь к тому времени мир активно переходил на переднеприводные и переднемоторные компоновки, и даже Porsche «подсел», заставив эту немецкую компанию выпустить «неправильный» переднемоторный 924. Признаюсь, я не сделал.
О, спорт, ты «эрко»
Основываясь на малом весе автомобиля, хорошем энергоснабжении и подходящем развесовке, чехи вскоре создали на базе стандартной «100» настоящую версию, как для участия в многочисленных ралли, так и для соревнований на автодроме.Начали производство спортивных автомобилей. Версии 180RS и 200RS оснащаются двигателями «взрослого» объема (1,8 и 2,0 литра соответственно), выдающими от 154 до 163 «лошадей» благодаря паре горизонтальных сдвоенных карбюраторов Weber.Разгоняться можно было до 200 лошадиных сил. -210 км/ч. Хотя «Комбат Элкес» не был омологирован FIA, в 1974 году была подготовлена версия 130 RS с 1,3-литровым двигателем, мощность которого выросла со 115 до 135 лошадиных сил. В 1977 году именно благодаря этой машине чешская команда заняла два верхних места в группе А/2 на ралли Монте-Карло. На ралли Акрополь в следующем году чешская команда выиграла группу, опередив Стасиса Бранзу и две другие машины. Арвидас Гильдаускас ездил на Lada 1600.
Спортивная Skoda участвовала в различных соревнованиях, таких как Кубок Дружбы, до 1982 года и пережила стандартную 110R всего на несколько лет.
На этом моменте эпоха заднемоторных Skoda Coupe была прервана, но она не закончилась, поскольку два года спустя в модельном ряду появился аналогичный автомобиль под названием Garde/Rapid.
В настоящее время «Сто десять» регулярно участвуют в исторических сходках
Что ж, мои советские коллеги помогут мне закончить воспоминания об Элко. Элко написал 51 год назад: Он обладает хорошей устойчивостью, управляемостью и элегантным внешним видом».
Опрос Что вы думаете о Skoda 110R: