История

Польский коммерсант: как появился микроавтобус Nysa и при чем здесь Победа

Польский бизнесмен: как появился микроавтобус Nysa и при чем тут победа

В Советском Союзе и других социалистических странах маршрутки, что называется, были вещью в себе. Да, вы помните отечественный РАФ-2203 (и его предшественников), «Гедер» Баркас и советский «Хлеб», но по сравнению с количеством обычных «легковых машин» это всего лишь капля в море. Более того, он не продавался простым смертным, а использовался для того, что сейчас принято называть «коммерческой эксплуатацией». Но поскольку легального бизнеса в социалистических странах нет, эти автомобили используются как малотоннажные транспортные средства для перевозки грузов и пассажиров с целью «принести пользу обществу». В конце пятидесятых годов такой автомобиль появился и у поляков – речь идет о модели Nysa N58 и ее «преемнике» под индексом 501. Однако сегодня мы вспомним более поздний микроавтобус, индексный номер 521/522, который продержался на конвейере до 1994 года, пережив и саму ПНР, и социалистический строй.

Nysa из Нысы

Запущенные в 1958 году первые микроавтобусы были произведены в городе Ныса на юго-западе Польши (отсюда и название модели), где ранее компания занималась производством мебели. Автомобиль создавался на базе Варшавского агрегата, который в свою очередь являлся развитием Победы в Советском Союзе, в отличие от своего типа кузова (седан).

Польский бизнесмен: как появился микроавтобус Nysa и при чем тут победа

Окна раннего микроавтобуса Nysa N58 не были панорамными, а передняя часть немного напоминала Mercedes-Benz

Автомобиль нашел покупателей не только в родной Польше, но и на большинстве континентов, включая Европу, Азию, Африку и Америку. Однако основными потребителями польских микроавтобусов в Европе, конечно же, являются социалистические страны, в том числе Венгрия, Румыния, Болгария и Албания. Крупнейшим покупателем «Нысы» среди всех 38 стран был Советский Союз, и ни ульяновский УАЗ, ни латвийский «Рафик» не могли удовлетворить советский спрос на такие автомобили».

Польский бизнесмен: как появился микроавтобус Nysa и при чем тут победа

Обратите внимание: Наша победа видна на фоне служебного микроавтобуса Nysa первого поколения Венгерского радио. И это символично

Первоначально завод-производитель назывался Zaklady Budowy Nadwazi Samochodowych, что расшифровывалось как «Завод автомобильных кузовов», но вскоре он был переименован в Завод коммерческих автомобилей (Fabryka Samochodow Dostawczych), и компания стала частью Ассоциации Polmo.

Уже в середине шестидесятых годов поляки начали рассматривать серьёзную модернизацию «Пятисот первого», которая не соответствовала новым тенденциям с точки зрения эргономики, комфорта, безопасности и даже технического уровня десять лет.

Поэтому прототип новой Nysa под кодовым названием 521 был представлен на Познаньской международной выставке в 1968 году, а серийное производство нового небольшого автобуса началось годом позже.

Достаточно одного взгляда на совершенно иную «носовую» переднюю часть Nysa 521, чтобы понять, что кузов автомобиля претерпел серьезные модификации. Кроме того, он оснащен панорамными окнами, которые выходят в стороны. При этом передняя стойка сдвигается назад примерно по тому же принципу, что и у советского грузовика ЗИЛ-130.

Польский бизнесмен: как появился микроавтобус Nysa и при чем тут победа

При этом площадь цельного стекла увеличилась примерно на 30%, что также положительно сказалось на внешнем виде автомобиля. Интересно, что в отличие от 501, капот новой модели традиционно распашной и может открываться из салона, тогда как предыдущий капот был съемным и требовал пары ключей.

Необычной особенностью компоновки с точки зрения обслуживания является то, что после снятия чехла между передними сиденьями, но перед масляным и воздушным фильтрами, радиатором и насосами системы охлаждения, из лобового стекла открывается доступ к двигателю и некоторым аксессуарам. Доступ к бачку омывателя, механизму стеклоочистителей, звуковому сигналу и рулевому механизму осуществляется через капот. Поэтому большинство ремонтных операций выполняются так же, как и для обычных автобусов, а вот для микроавтобусов с аналогичной компоновкой двигателя ремонт необходимо выполнять традиционным способом.

Помимо бросающегося в глаза «носа», автомобиль также отличается новыми передним и задним бамперами, а также реверсивными вертикальными дворниками с механизмами типа пантографа, которые обычно встречаются на «большой» публике, встречающейся на автомобиле.

Польский бизнесмен: как появился микроавтобус Nysa и при чем тут победа

Ниса 521 на улицах Польши

Большие дефлекторы в крыше выполнены из пластика, а еще одним важным отличием фургона Nysa 521F/521T от микроавтобуса является сдвижная дверь справа вместо распашной.

Польский бизнесмен: как появился микроавтобус Nysa и при чем тут победа

Польский бизнесмен: как появился микроавтобус Nysa и при чем тут победа

Область заднего номерного знака была перенесена под заднюю дверь и имела прямоугольные цифры, тогда как в Советском Союзе черные цифры представляли собой две линии, а затем квадрат, а не одну линию, как в Европе. Из-за этого, если номера установлены правильно, при движении неизбежно страдают те, что сзади, поэтому многие водители меняют их местами и ставят «блок» спереди — благо под решеткой радиатора места предостаточно.

Польский бизнесмен: как появился микроавтобус Nysa и при чем тут победа

Обратите внимание: под решеткой радиатора находится квадратный новый советский номерной знак (начиная с 1982 года), который следует установить сзади

Дизайн автомобиля остался традиционным, даже устаревшим. Несущим элементом является рама коробчатого сечения, корпус рамы из труб покрыт металлическими листами, при этом компонентная база сохраняется — двигатель с коробкой передач, мосты и ходовая часть остаются неизменными, что делает машину родственной не только Варшаве, но и к нам ГАЗ М-20 имеет отношение. Итак, низкоклапанный двигатель мощностью 50 л.с. «Победовский» был повторен, но на экспортную модификацию устанавливался только более мощный 70-сильный двигатель С-21 — как легко догадаться по названию и мощности, его прямым «предком» является агрегат ГАЗ М-21.

Польский бизнесмен: как появился микроавтобус Nysa и при чем тут победа

Микроавтобус или рекламный заводской автомобиль? Для 521 возможно все

Польский бизнесмен: как появился микроавтобус Nysa и при чем тут победа

Микроавтобус или рекламный заводской автомобиль? Для 521 возможно все

Интерьер претерпел немало изменений по сравнению с моделью 501. Ирония в том, что он напоминает металлический ящик, чем-то обитый искусственной кожей, но по сравнению с предшественником, что называется, салон стал приличнее. Ведь появились более удобные сиденья и места для затягивания передних ремней безопасности, обогреватели стали эффективнее и шумоизоляция двигателя стала заметнее. Интересно, что для предотвращения коррозии кузов не только фосфатируют, но и покрывают в четыре (!) слоя.

Польский бизнесмен: как появился микроавтобус Nysa и при чем тут победа

Неудивительно, что после того, как минивэн был представлен на выставке в Брюсселе, западноевропейские потребители заинтересованы в практичном и дешевом автомобиле, а немцы хотят видеть (и покупать) Nysa как нечто большее, чем просто кузов фургона, и хотели бы также увидеть (и купить) Нису. Он также оснащен пятиместной кабиной и автомобильной платформой. Год спустя поляки выпустили такую ​​версию под кодовым названием 521R.

Всего через два года после начала производства с конвейера Nysa сошел 100-тысячный автомобиль Nysa. При этом лишь около 25% произведенных в это время небольших автобусов и грузовиков оставалось в Польше, а остальная продукция FSD продавалась за границу. Не только Советский Союз, Чехословакия, Болгария, Венгрия и Восточная Германия, основными покупателями Nysa также были зарубежные страны, такие как Куба, Вьетнам, Северная Корея и Монголия.

Вагончик №522

Возможно, именно ориентация на зарубежные рынки побудила поляков в начале семидесятых модернизировать свои микроавтобусы, причем план был настолько амбициозным, что в Нысе даже решили использовать передний привод! Увы, после одного разбирательства со злотыми пробили гроши и решили сделать выбор в пользу увеличения грузоподъемности автомобиля.

При этом несколько прототипов имели большую площадь кузова и оснащались более мощным двигателем С-21М под номером 523, а следующая версия под номером 524 имела в качестве двигателя даже силовой агрегат от легкового автомобиля Fiat 125p эксперимент.

Польский бизнесмен: как появился микроавтобус Nysa и при чем тут победа

Прототип создан на базе агрегатов от легковых автомобилей Polski Fiat и имеет цельное непанорамное лобовое стекло, сдвижные передние стекла и низкую крышу

Поэкспериментировав с компоновкой и комплектующими, инженеры FSD вернулись к исходной конструкции, но обязательные изменения включали высокую крышу и двухконтурную тормозную систему, обеспечивавшую остановку автомобиля даже при повреждении тормозных магистралей.

Nysa 522 была запущена в производство в 1976 году, а два года спустя компания достигла наивысшего уровня производства, выпустив более 18 000 автомобилей.

Польский бизнесмен: как появился микроавтобус Nysa и при чем тут победа

Страница из октябрьского номера журнала «За рулем» 1977 года — польская Ныса и советский РАФ-2203

Увы, в это время основные покупатели в лице Советского Союза стали потихоньку обращаться к новейшим РАФ-2203 в Елгаве, только что начавшему производство, а в начале восьмидесятых годов внутриполитическая и экономическая ситуация в самой Польше ухудшилась настолько серьезно, настолько, что это затронуло и Ниссу.

Польский бизнесмен: как появился микроавтобус Nysa и при чем тут победа

Польский бизнесмен: как появился микроавтобус Nysa и при чем тут победа

Польский бизнесмен: как появился микроавтобус Nysa и при чем тут победа

Производство автомобилей упало до 11-12 тысяч штук, и даже некоторые «обновления» (вроде иных комбинаций приборов) не смогли спасти ситуацию. Однако до 1991 года поляки смогли стабильно выпускать 10-11 тысяч автомобилей, однако сам бизнес пришел в упадок. Фактически в 1986 году его объединили с Заводом легковых автомобилей ФСО и переименовали в Подразделение коммерческих автомобилей Ниси (Zaklad Samochodow Dostawczych w Nysie), причем помимо самого Ниси планировали выпускать и грузовики на базе «Полонеза.

Польский бизнесмен: как появился микроавтобус Nysa и при чем тут победа

Масштабная модель (1:43) из серии «Легенды советских автомобилей» Де Агостини (2015)

Польский бизнесмен: как появился микроавтобус Nysa и при чем тут победа

Масштабная модель (1:43) из серии «Легенды советских автомобилей» Де Агостини (2015)

Польский бизнесмен: как появился микроавтобус Nysa и при чем тут победа

Масштабная модель (1:43) из серии «Легенды советских автомобилей» Де Агостини (2015)

Польский бизнесмен: как появился микроавтобус Nysa и при чем тут победа

Масштабная модель (1:43) из серии «Легенды советских автомобилей» Де Агостини (2015)

Польский бизнесмен: как появился микроавтобус Nysa и при чем тут победа

Масштабная модель (1:43) из серии «Легенды советских автомобилей» Де Агостини (2015)

Польский бизнесмен: как появился микроавтобус Nysa и при чем тут победа

Масштабная модель (1:43) из серии «Легенды советских автомобилей» Де Агостини (2015)

В период популярности и расцвета модели 522 во второй половине 1970-х годов покупатели почти из четырех десятков стран мира ценили эту машину за то, что она была простой, неприхотливой, недорогой и сравнительно добротной, не сравнимой с советскими. Союз. РАФ и ЕрАЗ.

Польский бизнесмен: как появился микроавтобус Nysa и при чем тут победа

Ниси проводил длительные научные экспедиции в Индию, Средиземноморье и Африку. Автомобиль отлично показал себя не только в холодах Советского Союза, но и в тропической жаре

Кроме того, 522 доступен не только в качестве базового фургона или пассажирского фургона, но также в виде изотермического фургона, пикапа с двойной кабиной, версии «медсестры», полицейской версии, туристического фургона и даже оборудованной версии с кинопроектором и аудиоаппаратурой для «киноносителя.

Польский бизнесмен: как появился микроавтобус Nysa и при чем тут победа

Какую карьеру попробовал этот микроавтобус

Польский бизнесмен: как появился микроавтобус Nysa и при чем тут победа

Какую карьеру попробовал этот микроавтобус

Польский бизнесмен: как появился микроавтобус Nysa и при чем тут победа

Какую карьеру попробовал этот микроавтобус

Польский бизнесмен: как появился микроавтобус Nysa и при чем тут победа

Какую карьеру попробовал этот микроавтобус

Польский бизнесмен: как появился микроавтобус Nysa и при чем тут победа

Какую карьеру попробовал этот микроавтобус

Польский бизнесмен: как появился микроавтобус Nysa и при чем тут победа

Какую карьеру попробовал этот микроавтобус

Польский бизнесмен: как появился микроавтобус Nysa и при чем тут победа

Какую карьеру попробовал этот микроавтобус

И это еще не все – в начале восьмидесятых годов на базе модели Nysa 522, разработанной польской компанией ELWRO, была создана передвижная микролаборатория качества воды. Автоматически измеряя основные физические и химические параметры, такие мобильные лаборатории могут контролировать и оценивать состояние питьевой воды, сточных вод и поверхностных вод.

Однако не все потребители довольны, а многие критикуют польские автомобили. Многие советские водители справедливо считали, что эта машина намного превосходила ереванскую «поделку», однако при реальной интенсивной эксплуатации многие имитации через три-четыре года начинали откровенно «разваливаться». Немало нареканий было и на устойчивость и управляемость автомобиля, что даже стало поводом для лабораторных и дорожных испытаний на полигоне НАМИ под Дмитровом.

Польский бизнесмен: как появился микроавтобус Nysa и при чем тут победа

Польский бизнесмен: как появился микроавтобус Nysa и при чем тут победа

Результаты действительно оказались неутешительными: он легко переворачивался на скорости выше 70 км/ч, управляемость была плохой. Однако, несмотря на выводы советских испытателей, в конструкции машины ничего не изменилось. Однако на количестве закупок Nysa Советским Союзом это особо не сказалось, и к 1988 году было закуплено 100 000 автомобилей этой марки.

В 1988 году Андрюховский моторный завод в Польше начал выпуск дизеля Andoria 4C90, и Nysa решила перейти на двигатели, работающие на тяжелом топливе. К сожалению, количество автомобилей, оснащенных дизельными двигателями, было очень небольшим, и к концу 1980-х годов сам 522-й полностью устарел, как и фургон ЕрАЗ.

К началу 1990-х годов производственный фокус ZSD в конечном итоге сместился на переоборудование грузовых автомобилей на базе Полонеза, при этом производство микроавтобусов упало до критических 3658 единиц в 1991 году, 2720 единиц в 1992 году и, наконец, всего до 1800 единиц в 1993 году. По сути, это клиническая смерть автомобиля. Ровно тридцать лет назад, 3 февраля 1994 года, с конвейера сошел последний бело-зеленый микроавтобус с выгравированной на лобовом стекле надписью «Ostatnja Nysa 380 575».

Польский бизнесмен: как появился микроавтобус Nysa и при чем тут победа

Сам бизнес в 1996 году приобрели корейцы и начали производить на заводе FSO различные модели Daewoo.

Польский бизнесмен: как появился микроавтобус Nysa и при чем тут победа

Проголосовать Как вы думаете, эта маршрутка лучше советского Рафика? Проголосуйте за общее количество голосов:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»