История

DAF TurboTwin: грузовой монстр, каких Дакар уже не увидит никогда

DAF TurboTwin: грузовики-монстры, подобные «Дакару», больше никогда не появятся

Чемпион марафона Париж-Дакар Ари Ватанен управлял Peugeot 405 T16, поднимая на колесах до килограммов песка по африканской пустыне со скоростью менее 200 км/ч. Параллельно ему летел вертолет со съемочной группой. Затем на сцене появился 11-тонный грузовик, который обошёл будущего четырёхкратного чемпиона по ралли если не столь достойно, то, как говорится, «без шансов».

Многие болельщики считают 1980-е годы зарей автоспорта. Судите сами: регламенты, позволяющие инженерам воплощать в жизнь самые невероятные идеи, пилоты, оставляющие инстинкт самосохранения где-то в зоне пит-стопа перед взлетом, и спонсоры, использующие гонки как одну из важнейших площадок для продвижения своей продукции. Турбо-эра Формулы-1, группы B ралли, группы C Ле-Мана и Дакара не закрывала глаза на это все более безумное явление.   

Здесь нет голливудских историй о богатстве из грязи. В свои 20 лет Ян де Рой начал работать в транспортной компании своего отца, которая позже стала одной из крупнейших транспортных компаний в Нидерландах. Он вполне преуспел в ралли-кроссе, но мечтал о другом – соревноваться на равных с легковыми автомобилями на тяжелых грузовиках. Сегодня любой бы покачал головой при такой мечте, но в 1980-е годы, если не все было возможно, то по современным меркам было возможно многое (если не слишком много). Лучшее место проведения – это, конечно, Дакар.

DAF TurboTwin: грузовики-монстры, подобные «Дакару», больше никогда не появятся

Джейн де Рюи

Грузовики DAF впервые вышли на уже популярный марафон в 1981 году, но команда не дошла даже до финиша из-за травмы штурмана Хенка Тийсена после неудачного полета над дюнами. В следующем году Друид вступил в гонку в качестве одной из двух каперских команд, на этот раз сделав ставку на Дэйва по прозвищу «Нос» NNT2800. Его 11,6-литровый турбодизельный двигатель выдает мощность 240 лошадиных сил. Мало отличавшийся от заводской версии, однако этих скромных показателей хватило, чтобы заработать бронзовую медаль в классе грузовиков и 67-е место в общем зачете. Это отличный результат как для дебюта пилота, так и для его мастерства, но если Друид так считает, то это конец истории.

DAF TurboTwin: грузовики-монстры, подобные «Дакару», больше никогда не появятся

ДАФ NTT2800 ‘1981

Год спустя Ян вернулся к плоскоголовой компоновке на полноприводном FA3300, дизельный двигатель которого был модернизирован до 300 «л.с.». Из-за особой ливреи машину сразу окрестили «Чемоданом». Снова третье место в классе Trucks, но в общем зачете Crew финишировал 34-м. Пилот понимал, что это уже верхний предел возможностей шестицилиндрового 11,6-литрового двигателя, и крепко задумался о создании прототипа специально для раллийных гонок.К счастью, в то время руки конструкторов были едва ли связаны правилами.

Настолько неактуально, что в 1984 году ДеРой представил… двухмоторный полноприводный грузовик с двумя кабинами, одна из которых выполняла чисто декоративную функцию. Крутящий момент каждого двигателя передается на собственную независимую ось, а общая мощность силового агрегата «двуглавого монстра» приближается к 800 лошадиным силам. Возможно, ни до, ни после Дакара такого экстравагантного решения не принималось. Хоть внешний вид и странный, а качество изготовления далеко от заводского прототипа, максимальная скорость в 160 километров в час уже заставила понервничать конкурентов. Кстати, сегодня из соображений безопасности «максимальную скорость» грузовиков принудительно ограничивают на отметке 140 км/ч, а экспериментировать с двухмоторной конструкцией ДеРой начал только в 1984 году. По понятным причинам машина оказалась очень мокрой, и бригада так и не завершила работу из-за повреждения передней оси.

DAF TurboTwin: грузовики-монстры, подобные «Дакару», больше никогда не появятся

«Двуглавый монстр»

DAF TurboTwin: грузовики-монстры, подобные «Дакару», больше никогда не появятся

DAF F3300 Дакар ‘1984

В 1985 году «двуглавому монстру» была отведена роль техника, а сам Ян управлял новой версией двухмоторной машины, получившей прозвище «Бык» из-за аэродинамической формы кабины за кабиной. При постройке «Быка» механики команды учли все недостатки предыдущей версии, но сама конструкция осталась неизменной: к задней оси привязали 450-сильный двигатель, к задней — 420-сильный двигатель ось передний. Зачем, казалось бы, столько наворотов в игре, где надежность неизбежно выходит на первый план? Но экипаж Друида оказался достаточно надежным, чтобы занять первое место на грузовике. Действительно, после завершения марафона их оштрафовали на 15 часов за проведение запрещенных регламентом ремонтных работ, и голландцам пришлось довольствоваться серебром.

DAF TurboTwin: грузовики-монстры, подобные «Дакару», больше никогда не появятся

DAF F3300 Дакар ‘1984

DAF TurboTwin: грузовики-монстры, подобные «Дакару», больше никогда не появятся

«бык»

Поскольку популярность ралли «Дакар» продолжает расти, многие автопроизводители обращают внимание на это событие. Естественно, Дерой был первым, с кем связался Дафф. Заводская поддержка открыла совершенно иные перспективы для развития аппаратного обеспечения, и в 1986 году мир увидел FAV 3600 TurboTwin или TurboTwin I, окрашенный в цвета голландского флага. Кабина заметно легче, все собрано вокруг пространственной рамы, что позволяет существенно сэкономить вес. Двигатели также несколько раз пересматривались: каждая 11,6-литровая «шестерка» теперь оснащена двумя турбинами и выдает 475 лошадиных сил. На протяжении всего марафона ДеРой уверенно оставался в первой десятке общего зачета, теоретически наравне с теми, у кого более быстрая техника, но отказ передней оси за три этапа до конца ралли снова лишил его квалификации. Надеюсь получить королевскую власть. Только представьте: полноразмерный грузовик, пыхтящий черной сажей над африканской пустыней, сидящий на равных с Peugeot и Porsche, и лишь сломанный передний мост преграждает ему путь к подиуму в индивидуальной гонке.   

DAF TurboTwin: грузовики-монстры, подобные «Дакару», больше никогда не появятся

DAF FAV3600 Двухцилиндровый турбонаддув

DAF TurboTwin: грузовики-монстры, подобные «Дакару», больше никогда не появятся

DAF FAV3600 Двухцилиндровый турбонаддув

DAF TurboTwin: грузовики-монстры, подобные «Дакару», больше никогда не появятся

DAF FAV3600 Двухцилиндровый турбонаддув

DAF TurboTwin: грузовики-монстры, подобные «Дакару», больше никогда не появятся

DAF FAV3600 Двухцилиндровый турбонаддув

DAF TurboTwin: грузовики-монстры, подобные «Дакару», больше никогда не появятся

DAF FAV3600 Двухцилиндровый турбонаддув

К сезону 1987 года TurboTwin II был существенно переработан в нескольких областях. Широкое использование алюминия позволило сэкономить еще несколько сотен килограммов, значительно улучшить аэродинамику, насколько это возможно в виде бескапотного грузовика с чрезмерным дорожным просветом, а суммарную мощность двух двигателей увеличить почти до тысяч. «Кобыла». Спустя год полной реконструкции автомобиль выполнил свою миссию на 100%: первое место в категории грузовых автомобилей и 11 место в общем зачете. Кроме того, ДеРой опередил своего ближайшего конкурента в классе на 11 часов. Господство голландского двухмоторного монстра безоговорочно. Они могут конкурировать только с надежностью собственных грузовиков. Но Ян, естественно, не был доволен результатом. Ему нужна была абсолютная победа, и соглашаться на меньшее не входило в его план.

DAF TurboTwin: грузовики-монстры, подобные «Дакару», больше никогда не появятся

DAF FAV3600 Турбо Твин II

DAF TurboTwin: грузовики-монстры, подобные «Дакару», больше никогда не появятся

DAF FAV3600 Турбо Твин II

DAF TurboTwin: грузовики-монстры, подобные «Дакару», больше никогда не появятся

DAF FAV3600 Турбо Твин II

В 1988 году в ралли «Дакар» соревновались две машины: X1 и X2. X2, по сути, представляет собой прошлогодний TurboTwin II с кабиной текущего модельного ряда и слегка переработанной аэродинамикой. Но могу сказать, что Х1 — совершенно новая машина. В конструкции шасси везде, где это возможно, использовался алюминий, не влияющий на жесткость конструкции.На каждый двигатель установили третью турбину изменяемой геометрии, а объем топливного бака соответственно увеличили до 1220 лошадиных сил. Мощность увеличилась до 940 литров. О, да! ——Дрой наконец-то установил пепельницу, ведь скорость 200 километров в час, температура на улице 50 градусов по Цельсию и местность, заставляющая позвоночник проваливаться в белье, не являются поводами отказываться от этой привычки. Потрясающие 4700 Нм крутящего момента катапультируют 10500-килограммовую массу в первую сотню за 8 секунд при предельной скорости 240 км/ч. По меркам второй половины 1980-х годов эти характеристики были весьма выдающимися для легкового автомобиля, купленного в автосалоне менее чем за самую доступную цену. Что ж, не помешает напомнить, что эти удивительные результаты были достигнуты в пустыне, где есть только направления и, в лучшем случае, следы, оставленные летчиками, мчащимися над дюнами перед вами.

DAF TurboTwin: грузовики-монстры, подобные «Дакару», больше никогда не появятся

DAF Турбо Твин ‘1988

DAF TurboTwin: грузовики-монстры, подобные «Дакару», больше никогда не появятся

ДАФ Турбо Твин X1

На восьмом этапе команда «Друид» заняла третье место в общем зачёте, уступив двум Peugeot 405 T16. Казалось, всё шло хорошо, и мечта стала реальностью, ведь этот спецучасток является соревнованием последним. В этот момент произошла сцена, описанная в начале. По словам штурмана Ватанена Бруно Берглунга, Али почти со злостью схватился за руль зубами, когда в зеркале заднего вида увидел проносящийся мимо них DAF, несмотря на то, что правая педаль находится в полу.

Но мечте Дероя не суждено было сбыться. 8 января, преодолев первые 20 километров со старта, второй грузовик команды, X2, которым управлял Тео ван де Рит, на скорости 170 км/ч влетел в высокогорный район песчаных дюн. Грузовик без проблем поднялся на первые два холма, но на третьем холме задняя часть автомобиля накренилась вверх, и DAF приземлился на правое переднее колесо, а затем шесть раз скатился с крыши. На тот момент команда занимала 15-е место в общем зачете. Вандритт и механик Крис Росс остались в оставшейся части кабины, а второй пилот Кейт ван Лозен был выброшен через лобовое стекло. Он скончался на месте, позже наши врачи обнаружили его тело в десятках метров от искореженного скелета Х2.

DAF TurboTwin: грузовики-монстры, подобные «Дакару», больше никогда не появятся

Команда DAF немедленно отказалась от участия в гонке. Выживших эвакуировали на вертолете. После диагностики в больнице два человека получили множественные травмы. Роуз и Вандерриту потребовалось несколько месяцев, чтобы прийти в себя. Руководство голландской компании немедленно заявило о свертывании всей своей автоспортивной деятельности, и только в 1999 году мир увидел трехбуквенный логотип на грузовиках серии FIA European Truck Racing Championship. Ян де Рой вернулся на «Дакар» только в 2002 году, но действующие правила не давали ему шансов завоевать общий титул на грузовике. Класс Т4 выбыл в столь же неудачном 1988 году, и больше грузовики никогда не достигали таких скоростей в самом известном ралли.

DAF TurboTwin: грузовики-монстры, подобные «Дакару», больше никогда не появятся

DAF Турбо Твин ‘1988

PS Мы все скучаем по тем временам, когда скорость была на переднем крае, а дизайнерские идеи могли быть ограничены только доступными технологиями и спонсорскими бюджетами на реализацию. Но не следует забывать, что наша любимая эпоха закончилась не из-за бюрократов в руководстве FIA, а потому, что международное сообщество пришло к выводу, что человеческая жизнь важнее любых трофеев и рекордов. Даже пилот готов взять на себя весь риск.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»