Крыло чайки и 11 тысяч на тахометре: опыт владения Autozam AZ-1
Когда видишь такую машину, трудно поверить, что крупный автомобильный бренд серьезно производил и продавал ее серийно. Обычно можно ожидать, что такое экстравагантное техническое творчество окажется на грани безумия в домашнем проекте с одним гаражом…
Владелец: Андрей, 41 год, москвич, работает в сфере продаж.
Автомобиль: Autozam AZ-1 1992 года выпуска, представитель редкого класса «легкоспортивных автомобилей».
«Я люблю экзотические автомобили, которые могут принимать участие в разных фестивалях», — говорит Андрей.
– Например, у меня за разные годы было несколько Toyota Sera. Это очень роскошный компактный автомобиль с дверью в стиле «крыло бабочки». Купил и восстановил, но надоело и продал. Итак, мне стало скучно, и я купил его снова… Недавно я хотел купить себе Suzuki Cappuccino, символ спортивных легких автомобилей, но не смог найти его в России, поэтому поискал на сайте аукцион в Японии. Тогда мне пришло в голову, что если я вытащу его оттуда, то, надеюсь, смогу найти что-то более необычное… И тут я заметил знаменитую японскую автомобильную общественность, букву «А», традиционно называемую «ABC». Это три модели автомобилей, представляющие класс «легких спортивных автомобилей» 1990-х годов. «С» — тот же Suzuki Cappuccino, «Б» — Honda Beat и, наконец, «А» — AZ-1 компании Autozam.
Автозам АЗ-1 – редкий автомобиль, выпускаемый в самой маленькой версии группой ABC, но в целом его еще можно найти и даже не за такие огромные деньги. Да, таких машин очень мало. Несмотря на то, что рынок не переполнен капучино, в среднем на каждые 10 капучино, проданных на аукционе, приходится один AZ-1. Эти автомобили в настоящее время переживают возрождение популярности и их покупают коллекционеры из Японии и всего мира. Капучино в хорошем состоянии стоит от 500 000 до 600 000 иен, а Autozam может стоить от 1,5 до 2 миллионов иен.
Машину мне удалось найти летом 2022 года. Аукционная стоимость была низкой, но это нормально, и аукционная стоимость такого автомобиля не особо примечательна. Поскольку машина старая, на кузовных деталях обязательно будут потёртости, царапины и другие дефекты, а правила аукциона не допускают высоких оценок, даже если машина цела. Поэтому при покупке важно, чтобы экземпляр был целым внутри и под капотом, целым снаружи и без серьезного тюнинга.
Этот автомобиль ввозился по схеме «30+». Автомобили старше этого возраста уже можно ввозить в нашу страну как раритетные, пропускать таможню и использовать в обычном режиме. Все осуществляется в общем порядке через специальные сертифицированные лаборатории, где оценивается оригинальность автомобиля – совместимость его комплектующих со стандартными заводскими, целостность, отсутствие тюнинга, колхозный статус, что позволяет подтвердить дефицита и сделать одобряющий вывод.
Насколько я знаю, этот Автозам АЗ-1 единственный в России. Конечно, это не совсем точная информация, но и о других экземплярах достоверных данных нет.
Снаружи
У этой машины нет углов, которые бы, по крайней мере, не были бы невероятно заметны. Независимо от того, под каким углом вы на него смотрите, AZ-1 выглядит как машина гонщика из научно-фантастического аниме или автобот из Трансформеров, пытающийся решить, активировать ли свой Т-блок.
Как только вы откроете дверь, истинным любителям бензина это не принесет ничего, кроме космической радости.
Помимо дверей, у автомобиля открывается передний багажник и задний подкапотный отсек. А вообще АЗ-1 конструктивно представляет собой металлический каркас, на который навешены стеклопластиковые панели (крылья, широкая накладка порога, наружная обшивка дверей и т д.). Их можно легко и быстро удалить. Примерно за полтора часа можно разобрать всю машину практически до «скелета».
Внутри
Внутри двухместной кабины АЗ-1 все очень просто и экономно. Подушек безопасности и электроприводов нет. Здесь нет дорогих отделочных материалов и сложных дизайнерских решений. Интерьер автомобиля был спроектирован с учетом снижения стоимости и веса. Поэтому шумоизоляции у автомобиля практически нет, а материал обшивки дверей местами почти напоминает пластик бутылки. Тем не менее, кресло демонстрирует очень серьезную спортивность. У них правильные контуры и очень упругий захват!
Панель приборов, как и все остальное, проста, но не лишена полностью спортивных элементов. Вертикальное положение иглы обозначается как нулевое, а рабочий ход иглы более обширный. Комбинация тахометра и указателя уровня топлива добавляет игривости. На самом тахометре обращает на себя внимание отметка 11 000 об/мин, но об этом позже.
А вот панель управления кондиционером (кстати, у этой малышки еще есть кондиционер!) очень запоминается. В целях экономии места его вынесли на центральную консоль между приборной панелью и рычагом переключения передач, поэтому он выполнен вертикально, а не горизонтально, как обычно!
Руль интересный, но это скорее чисто фанатские нюансы, и в нашей стране, где нет сообщества энтузиастов Автозама, он вряд ли будет оценен по достоинству. Руль здесь хоть и не настоящий, но имеет дизайн, очень близкий к знаменитому бренду Nardi. Несмотря на уход со склада, это колесо сделано специально для АЗ-1, поэтому владелец не планирует его заменять. Кроме того, и Autozam, и материнский бренд Mazda официально сотрудничали с Nardi, выполнив на сборочной линии некоторые фейслифтинги и специальные выпуски некоторых моделей, оснащенных рулевыми колесами Nardi и ручками коробки передач. Другими словами, это аксессуар, который идеально соответствует автомобилю и времени. Технически важно, чтобы этот руль имел меньший диаметр, чем штатный. Диаметр оригинального руля составляет 330 миллиметров против 350 миллиметров. Будет удобнее сесть в машину, выйти из машины и собственно поехать.
Стоит присмотреться к дверям, которые являются сердцем конструкции этого автомобиля. Каждая дверь поднимается с помощью двух мощных газлифтов. Никаких усилий не требуется. Просто нажмите на ручку открывания/закрывания снаружи или изнутри, и гигантский лопух самостоятельно подползет вверх. Петля для ремня свисает с внутренней ручки, как в автобусе, и позволяет сидящему водителю или пассажиру закрыть дверь.
На дверях нет электроустановок, нет центрального замка, нет электростеклоподъемников и электрозеркал. Ручные стеклоподъемники интересны. С его помощью открывается только «окошко в окошке» — небольшая ямка шириной с ладонь, позволяющая вынуть карты и наличные, а также выбросить сигаретный пепел.. Один поворот ручки опускает окно.
Особая благодарность создателям машины за элегантное и простое решение по управлению солнечным светом. Верхний стеклянный сегмент двери прозрачен и образует практически панорамный потолок, прикрытый съемной панелью из формованного жесткого ковролина. Если солнце не слишком жаркое, вы можете снять их и бросить за сиденье. Это улучшит вентиляцию в помещении. Честно говоря, этого гораздо больше, чем должно быть.
Железо
Двигатель АЗ-1 очень интересен маленьким детям. Это двигатель Suzuki F6A, который устанавливался на многие легковые автомобили Suzuki, Mitsuoka и Mazda, включая Suzuki Alto, Carry, Jimny и Cervo. Этот трехцилиндровый двигатель объемом 0,66 л доступен в широком диапазоне вариантов, включая карбюратор и многоточечный впрыск, версии без наддува и с турбонаддувом, 6-клапанную ГБЦ с одним распределительным валом и 12-клапанную ГБЦ с двумя распределительными валами было интересно, потому что были варианты. Его можно было устанавливать не только на горизонтально расположенные двигатели, но и на автомобили с вертикальным расположением двигателя. F6A выдает от 36 до 64 лошадиных сил, но благодаря спортивному «мозгу», высокопроизводительным форсункам и множеству других усовершенствований тюнеры легко снимают с «лошадей» до 100 лошадиных сил».
Autozam AZ-1 представляет собой улучшенную версию F6A, 64-сильную турбо-версию с впрыском топлива, очень похожую на близкий спортивный автомобиль Suzuki Cappuccino. Правда, мелкие изменения во впускном и выпускном коллекторах, чисто компоновочные, заключаются в том, что у «Капучино» двигатель расположен продольно спереди, а у «Автозама» двигатель расположен поперечно и над задней осью. С учетом этого, кстати, АЗ-1 оснащен принудительной комплексной системой охлаждения. Радиатор двигателя (и кондиционера) расположен вперед и соединен с двигателем и компрессором длинной линией, проходящей под полом.
Коробка передач — механическая 5-ступенчатая, поистине уникальная коробка передач, не совместимая ни с одной другой. Рулевая рейка простая и сухая, без усилителя. Но вот тормоза – с вакуумным усилителем, круглые диски. Тем не менее тесную связь между водителем и автомобилем не следует доводить до абсурда. Топливный бак расположен вертикально за спинкой сиденья и имеет очень небольшую емкость – 35 литров. Турбэби очень любит 98 бензин!
Передний отсек закрыт крышкой с прорезью для фары, а сама фара установлена стационарно. Это наследие оригинальной концепции, в которой, по замыслу конструкторов, АЗ-1 должен был оснащаться подъемной «слепой» оптикой. От этого решения пришлось отказаться в пользу простоты.. какой позор!
В Японии машина, судя по всему, долго простояла до того, как Андрей купил ее, с сухой и квадратной резиной, заметной в 2011 году. Однако АЗ-1 был скучным, но, к счастью, он находился в помещении, поэтому выцветание краски было минимальным.
После покупки автомобиля мне пришлось почистить всю топливную систему. Бак и все трубопроводы были сухими и ржавыми, потому что его не эксплуатировали много лет. Естественно поменялись стандартные расходники такие как жидкости, колодки и т.д. Мне нужна была химчистка в салоне, и они об этом позаботились. В целом состояние автомобиля было удовлетворительным. Фактически, никакой обширной или трудоемкой работы не потребовалось. Некоторые задержки были вызваны только незначительными товарами, поиск которых занимал много времени, а доставка занимала много времени. Например, Андрей полгода искал резиновый уплотнитель для дверного проема. Нижний уплотнитель оказался порванным. Судя по всему, при приземлении он зацепился за ногу. Хоть он и не новый, но я нашел его в хорошем состоянии на аукционе в Японии. Оттуда пришлось долго и дорого создавать газлифт для одной пары прокладок клапанной крышки и дверей. В принципе, здесь еще можно найти редкие предметы, такие как оптика и кузовные панели, но их уже нельзя купить новыми. Уникальная деталь – тормозной диск, который никуда не помещается. Я просто отшлифовал его, чтобы не слишком сильно чистить и не ждать, но, к счастью, он оказался достаточно толстым.
Тем не менее, многие детали можно быстро и очень дешево приобрести в России. Фактически, многие из AZ-1 подходят для легких автомобилей Suzuki, таких как Alto и Wagon R, а многие идеально подходят для Daewoo Matiz! Сцепления, рычаги подвески, сайлентблоки, шаровые опоры, помпы – список длинный!
В движении
Как театр начинается с вешалки, так и машина начинается с человека за рулем. И пусть в большинстве автомобилей на это не принято обращать особого внимания, с Автозамом АЗ-1 все по-другому. Первая задача квеста — попытаться найти ручку в горизонтальном зазоре между нижней кромкой двери и подоконником. Когда нужно потянуть за ручку, большинство людей пытаются потянуть за обшивку двери, но ручка находится очень глубоко. Этот автомобиль создан для людей, которым нравятся японские «Весы и меры» и не слишком удобен для крупных людей, особенно людей с избыточным весом, мягко говоря.
На первый взгляд дверь распахивается вверх, а потолок еще и частично открывается, благодаря чему очень легко заходить и выходить. Однако преимущество нивелируется очень высоким порогом. Это обеспечивает основную жесткость корпуса, а за счет своей высоты он напоминает борта лодки, рассчитанной на приличные волны. Поднимание руля (у которого нет функции подъема и регулировки вылета) сразу напоминает мне, что без настроенного маленького руля было бы еще сложнее. И, наконец, сиденья явно тесноваты для крупных водителей из-за развитой боковой поддержки. Небольшой педальный блок намекает на то, что обувь большего размера не приветствуется.
В итоге квест по высадке будет выполнен и мы уйдем. Руль без гидроусилителя легко вращается на ходу. Этого достаточно, особенно для небольших 13-дюймовых колес, поскольку вес силового агрегата не оказывает давления на переднюю ось. А вот стартовать с места как-то не впечатляет… Андрей терпеливо проводит ликбез. Двигатель быстрый, что характерно для мотоциклов. Вам нужно увеличить обороты до красной зоны 9000 и не бойтесь, что отсечка почти 11000! И после инструкций машина преобразится. «Карт» весом 700 кг показывает, что настроение у него приподнятое, несмотря на 32-летний возраст!
скорость холостого хода увеличивается до чуть более 1000 об/мин, что означает, что двигатель легко набирает обороты и очень отзывчив на педали. Детская турбина объемом 650 куб.см также мала и требует интенсивной раскрутки. Буст фактически просыпается после 5000 об/мин, а зона, где можно добиться комфортной работы двигателя в городском режиме, находится между 6,5 и 8000 об/мин. 1-я и 2-я передачи предназначены только для трогания и очень короткие, переключение в «тихом» режиме лучше всего между 6,5 и 7000 об/мин. АЗ-1 демонстрирует хорошую динамику, чему косвенно способствует шумность транспорта и близость к дороге. Это просто страшно, если ты не привык ездить на скорости выше 120-130. Скорость по ощущениям в 1,5 раза выше. Небольшой салон автомобиля вызывает «эффект велосипеда», когда вы приближаетесь слишком близко к дороге или соседним машинам. Звукоизоляция практически отсутствует. Кроме того, шум колес и двигателя проходит через моторный щиток в двери с небольшой задержкой. Щиток двигателя на двери на самом деле представляет собой простую железную оболочку.
Не оснащенный никакими системами помощи при вождении, можно в полной мере ощутить живую езду, тем более, что этот автомобиль сочетает в себе характеристики среднемоторной и заднемоторной компоновки, все же тяготея к последней. Для АЗ-1 характерна небольшая избыточная поворачиваемость, которая еще больше подчеркивается сверхкороткой колесной базой. Этот эффект усиливается резкими полутора оборотами руля от упора до упора. Руль четкий и слаженный, как у телеги, но из-за легкости и небольшого хода очень легко «переворачивается». Вы поворачиваетесь и внезапно обнаруживаете, что смотрите в сторону от направления вашего первоначального движения.
История модели
В нашей стране название Autozam почти совсем неизвестно, поэтому историю этой модели лучше рассказать через историю бренда в целом.
Крупнейшие автомобильные компании Японии (хотя и не только) всегда имеют множество суббрендов, используемых для разных целей. Иногда отдельные модели продавались внутри страны, иногда продукция шла на экспорт или импортировались автомобили дружественных иностранных компаний. Некоторые суббренды служат названиями для сетей нишевых автосалонов, другие представляют собой конкретные предложения услуг и так далее.
В 1980-х годах Mazda создала три новых зонтичных суббренда для разных целей: Eunos, Infini и Autozam. Последняя имеет обширную дилерскую сеть в Японии, где продает легковые автомобили (сверхкомпактные автомобили со строгими ограничениями по размеру и объему двигателя для снижения налогов) и автомобили Lancia, ориентированные исключительно на японский рынок. Mazda получила эксклюзивные права на импорт в Японию для следующие транспортные средства (Тема, Дельта, Дедра и т д.
В области легковых автомобилей Autozam разработала собственные модели на базе автомобилей Mazda/Ford и собрала автомобили Suzuki под своим именем по лицензии. Кстати, хотя последние и преобладали, на самом деле оба представляют собой частичные редизайны экстерьера и интерьера, а не представляют собой реальные разработки новых продуктов с нуля. Autozam Carol — это Suzuki Alto, а Autozam AZ-Offroad — это Suzuki Jimny.
Однако за десять лет своего существования Autozam не мог похвастаться особыми успехами. Продажи автомобилей были плохими, как и торговое направление Lancia. Принято считать, что среди примерно дюжины автомобилей, выпущенных под маркой Autozam, хэтчбек Carol оказался единственным, неожиданно снискавшим расположение женской аудитории страны. В случае с Rising Sun есть потенциал для значительных продаж. И никто за пределами Японии об этом уже не помнит. В результате Autozam остался в мировой автомобильной истории как «бренд одной модели» благодаря АЗ-1. АЗ-1 выпускался в небольшом количестве, но в то же время был самым роскошным и любопытным спортивным легким автомобилем с дверями типа «крыло чайки».
Этот автомобиль выпускался с 1992 по 1994 год (в основном собран в 1992 году) и, что интересно, также был разработан компанией Suzuki. Однако сама Suzuki, в отличие от других участников, строивших другие модели Autozam, изначально не выпускала такой автомобиль, а в этом сегменте предлагала собственную спортивную легковушку Cappuccino (гораздо более роскошную с точки зрения дизайна) (а не родстер). Забавный факт: Suzuki поставила на конвейер свою версию AZ-1 в 1993 году под названием Kara, хотя она на год отставала от Autozam, у которого они приобрели лицензию. Однако их выпустили лишь небольшое количество, 533 штуки.
Фактически, за весь производственный цикл с конвейера сошло целых 3858 автомобилей Autozam AZ-1. Эта машина привлекла внимание, о ней восторженно писали автомобильные журналы, но покупать ее не спешили. Причину провала AZ-1 обычно связывают с рецессией в Японии, которая совпала с введением AZ-1, – долгосрочной экономической стагнацией японской экономики, которая произошла после лопнувшего финансового пузыря Японии в начале 1990-х годов. Однако в последнее время этот футуристический автомобиль активно вернулся: спрос на него среди коллекционеров превышает предложение.